суббота, 26 сентября 2020 г.

10 правил Цицерона

Насколько же верно то, что оратор должен обладать философским и научным образованием, чтобы знать кому, что, где и как сказать! И что оратор воздействует прежде всего на душу, а не на ум человека! И что юмор убеждает лучше логики, но не шутовское острословие. Приятность ритмов, фигуры мысли...


1. «Оратор должен обладать философским образованием»

Чтобы воздействовать на душу человека словом, надо её познать, а для этого нужна философия: «Вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать или возбуждать души слушателей».


2. «Оратор должен обладать научным образованием»

Науки же нужны, ибо без знаний «беглость в словах бессмысленна и смешна». Оратору следует знать историю, дабы «черпать из неё примеры», а также знать законы, ибо «незнание права — бесстыдство» (здесь в Цицероне говорит римское чувство гражданского долга). Если же предмет речи связан с другими науками, оратору следует консультироваться с лучшими в этом деле и изучить вопрос так, чтобы казалось, будто говорящий разбирается в нём лучше специалистов.


3. Память

Оратор должен совершенствовать «сокровищницу всех познаний»


4. «Оратор должен владеть всеми тремя стилями речи»

Античное красноречие знало три стиля — простой (служит только для убеждения), средний (ещё и для услады слушателя) и высокий (с его помощью оратор волнует и увлекает публику).


5. «План»

По мнению Цицерона, «нельзя замыкаться в одном стиле». Настоящий оратор действует гибко и всегда составляет план — он знает, «что сказать, где сказать и как сказать»; он умеет для каждой ситуации выбрать стиль, подобрать красивые слова и правильно расположить их в речи (например, поставить в её начало и в заключение самые сильные свои доводы, чтобы их лучше запомнили).


6. Риторическая техника

Произнести хорошую речь может лишь тот, кто умеет просчитать реакцию публики на слова и их порядок. Даже молчание — композиционный приём. Оратор должен быстро привлечь слушателя во вступлении речи, изложить всё ясно и лаконично, аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противную, а затем завершить всё эмоциональным заключением.


7. Актёрское мастерство

Не зря Цицерон восхищался Росцием и другими актёрами. Подлинное красноречие также требует актёрского мастерства, так как чувства убеждают людей даже лучше рациональных доводов. Цицерон отлично умел вызвать сострадание и гнев, страсть и восторг, отвращение и страх… Он помнил о жестах, звуке и тоне голоса, выражении своего лица.


8. Ритм

Речь — произведение искусства. Новаторство Цицерона в том, что он привнес в речь поэтическую художественность. «Приятность ритмов», — считал он, — важная так же, как приятность слов. Например, можно в какой-то части речи повторять одно слово или синтаксическую конструкцию, или держать определенный темп, или перечислять предметы резко, без союзов. Точно так же можно придать ритм «фигурам мысли» — намёкам, переходам, иллюстрациям, противопоставлениям…


9. Смех

Очевидное правило. Шутка любую речь, кроме торжественной, делает интереснее и убедительнее. Цицерон умел смешить до слёз. Но он же предостерегал — оратору надо использовать юмор умеренно и «всячески избегать шутовского острословия».


10. Дарование

Без природного таланта оратором не стать. Цицерон считал, что не способным к красноречию нужно прямо говорить об этом. Остальным же нельзя мешать, а особенные дарования изо всех сил надо поддерживать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий